В
1835 году Михаил Лермонтов написал драму «Маскарад».
Свои наблюдения над жизнью петербургского света Лермонтов использовал в романе «Княгиня Лиговская» и в драме «Маскарад», которую хотел видеть непременно на стене.
Свои наблюдения над жизнью петербургского света Лермонтов использовал в романе «Княгиня Лиговская» и в драме «Маскарад», которую хотел видеть непременно на стене.
В
«Маскараде» он следовал примеру Грибоедова. В своей комедии «Горе от ума»
Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.
Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург, цвет императорской
столицы — карьеристов, злых интриганов, темных проходимцев, шулеров, карточной
игрой составлявших целые состояния. Эта мысль — изобразить светский Петербург
на маскарадном балу — дала Лермонтову возможность беспощадно раскрыть интимные
тайны аристократического общества.
Но и в иное время —
вне маскарада — Лермонтов видел перед собой в светской толпе лишь «образы
бездушные людей, приличьем стянутые маски». Профессор С. Н. Дурылин отметил,
что, таким образом, название пьесы относится не только к маскарадному балу, на
котором завязалась трагедия Арбенина и Нины. «Маскарад» — весь блестящий
аристократический Петербург, где под личиной внешней благопристойности и
благовоспитанности скрываются порок и преступление.
Драматической цензурой ведал начальник III Отделения граф Бенкендорф. Он потребовал, чтобы Лермонтов переделал пьесу, выбросил нападки на маскарадные балы в столице и «дерзости против дам высшего общества». Более того, он потребовал, чтобы Лермонтов написал другой конец и завершил бы пьесу примирением между «господином и госпожою Арбениными». Дважды заставил он Лермонтова переделывать «Маскарад», но постановку так и не разрешили. Жандармы сразу угадали в молодом драматурге дух Пушкина и Грибоедова, мятежный дух декабристов (И. Андроников «Лермонтов. Исследования и находки»)
Драматической цензурой ведал начальник III Отделения граф Бенкендорф. Он потребовал, чтобы Лермонтов переделал пьесу, выбросил нападки на маскарадные балы в столице и «дерзости против дам высшего общества». Более того, он потребовал, чтобы Лермонтов написал другой конец и завершил бы пьесу примирением между «господином и госпожою Арбениными». Дважды заставил он Лермонтова переделывать «Маскарад», но постановку так и не разрешили. Жандармы сразу угадали в молодом драматурге дух Пушкина и Грибоедова, мятежный дух декабристов (И. Андроников «Лермонтов. Исследования и находки»)
Желая избегнуть
коренных изменений текста, автор добавил новый, четвёртый, акт и ввёл фигуру
Неизвестного. В его образе судьба карает героя.
Цензура опять не пустила пьесу на сцену. Тогда Лермонтов
подвергает драму столь капитальной переработке, что появляется новое
произведение, «Арбенин». Но даже и в таком искалеченном виде пьеса не
устраивает грозного цензора.
Возможно,
истинной причиной является то, что в основу произведения положено реальное
происшествие. Об этом свидетельствует то, что Нину называют Настасьей
Павловной. Всего один раз за всю пьесу, но во всех редакциях и переделках.
Должно быть, это было намёком для публики об истинных обстоятельствах,
положенных в основу драмы. Уцелела и дошла до нас только вторая, четырёх
частная редакция пьесы.
(Титульный лист драмы)
Первый
раз пьесу поставили в 1852 году в
бенефис актрисы М.
Валберховой (Александринский
театр). Запрет на полную постановку
«Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году.
Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые
существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под
запретом».
13 (25) января 1864 года
на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы Линской, в первый раз
полностью был поставлен спектакль по пьесе М. Ю. Лермонтова
«Маскарад». После премьеры, 13 января 1864 года, «Маскарад» был повторен
15 января и показан ещё три раза в феврале (3, 23, 27) того же года. Затем
«Маскарад» надолго сошёл со сцены Александринского театра. Только в 1889 году
он был возобновлён всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в
связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова.
Начиная
с 1860-х гг. «Маскарад» часто ставился на провинциальной сцене — в Самаре,
Оренбурге, Одессе и других городах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий