Сергей
Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец
его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария
Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и
социального круга женщина.
Детские
годы Аксаков провел в Уфе и дедовском имении Ново-Аксакове, в широком раздолье
степных просторов Заволжья. Он унаследовал от отца живую, поэтическую страсть к
природе. Лодка, удочка, а вскоре и ружье начинают заполнять жизнь Аксакова.
Девяти
лет от роду Аксакова привозят в Казань и отдают в гимназию.
Оторванный от привычной обстановки родительского дома,
от привольного деревенского житья, тяжело переживая разлуку с матерью, мальчик заболел
острым нервным расстройством. Родные вынуждены были его забрать из гимназии, и
лишь год спустя снова возникла мысль о ней.
Учился в Казанской гимназии и в Казанском
университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных
стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности
при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом
стал одним из центров литературной жизни Москвы.
У Аксакова было
14 детей (6 сыновей и 8 дочерей), и семья была на редкость дружной;
существование ее покоилось на традиционно патриархальных началах, на
согласовании наклонностей всех ее членов, на гармонии настроений и взглядов;
дети боготворили «отесеньку» и глубоко любили мать (вдохновительницу их
православного воспитания, сочетавшую в себе преданность семье и общественный
темперамент, знание духовной и современной художественной литературы и
обладавшую литературным даром, проявившимся в ее письмах).
Любовь к природе - совершенно чуждую его матери,
насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном
развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной
природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности,
его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская
жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в
нем не только сострадание, но и уважение. Женская половина дворни, как всегда,
хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, со
сказками, с святочными играми. И "Аленький цветочек", записанный
много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок
того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня,
девичья, деревня.
Радости
литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы последних лет жизни.
Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось
все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то
время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному
общению с природой.
Радости литературного успеха смягчали
для Аксакова тяготы последних лет жизни. Материальное благосостояние семьи
пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп - и
рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно
отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.
Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.
Дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова в Уфе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий