26 февраля исполняется 217 лет со дня рождения Виктора Мари Гюго — французского писателя (поэта, прозаика и драматурга), одной из главных фигур французского романтизма.
Детство
Виктор Гюго был младшим из трёх
братьев. Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго стал генералом
наполеоновской армии, его мать Софи Требюше — дочь нантского судовладельца,
была роялисткой-вольтерьянкой.
Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике,
на Эльбе, в Италии, в Мадриде, где проходит служебная деятельность его отца, и
откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое
впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое
миросозерцание.
В 1813 году мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом
Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.
Юность
и начало литературной деятельности
С
1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал
творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — «Yrtatine»,
которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de
Castro», переводит Вергилия. В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе
Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 — две премии на
конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление
статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает
ультрароялистическую сатиру
«Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт литературное
приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя
сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на
смерть герцога Беррийского», надолго закрепившую за ним репутацию монархиста.
В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом
браке родилось пятеро детей: Леопольд,
Леопольдина,
Шарль,
Франсуа-Виктор,
Адель.
В 1823 году был опубликован роман
Виктора Гюго «Ган Исландец», получивший сдержанный приём. Хорошо
аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе
между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке
Арсенала — колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие
творчества Виктора Гюго.
Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда
последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений
писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет
поэмы «Ода моему отцу», «Два острова» и «После битвы». Его отец скончался в
1828 году.
Пьеса Гюго «Кромвель», написанная специально для
великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в
1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма,
особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.
Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и
устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе,
Делакруа.
С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в
Шато де Рош, в Бьевре, поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des dеbats.
Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером;
составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales) и «Осенние листья»
(Les Feuilles d’automne). Тема «Восточных мотивов» — Греческая война за
независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.
В 1829 году выходит «Последний день
приговорённого к смерти», в 1834 — «Клод Ге». В этих двух коротких романах Гюго
выражает своё отрицательное отношение к смертной казни.
Роман «Собор Парижской
Богоматери» был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в
1831 году.
Гюго становится признанным вождём французского
романтизма и его теоретиком.
Годы,
посвящённые театру
С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только
для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников
поэтических произведений: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние
голоса», «Лучи и тени».
В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением
возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.
Скандал во время первой
постановки «Эрнани» (1830). Литография Ж.-И. Гранвиля (1846)
Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми
Робсарт». 1829 — год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году),
которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и
нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль
Готье, c воодушевлением, воспринявший это романтическое произведение. Эти споры
остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». Пьеса «Марион
Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а
«Король забавляется» — в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и
запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).
Запрет последней побудил Виктора Гюго написать
следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось
так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным
действиям со стороны правительства. На следующий день после первого
представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены
в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать
минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король
забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра».
Это было 23 ноября. Тремя днями позже — 26 ноября —
Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в
котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся
молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и
требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против
неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь,
мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их
употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей
свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут
привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С
глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».
В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит
жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково
столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным
министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским
королём доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до
гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт
разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью, — красавцем и
бессердечным эгоистом королём Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым
уродом — шутом Трибуле.
В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в
1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго
был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения
Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во
Францию, а в 1876 году был избран сенатором.
Смерть
и похороны
Надгробие
Виктора Гюго в парижском Пантеоне
Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году
жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять
дней; в ней участвовало около миллиона человек.
1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух
суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.
После пышных национальных похорон прах писателя был
помещён в Пантеон.
Произведения
Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго
большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном
течении романтизма и выдающаяся — во Франции начала XIX века. В молодости Гюго
решил быть «Шатобрианом или никем», а также что его жизнь должна
соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет
содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как
лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических
взглядов.
Рано
зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё
в ранние годы жизни.
Его первый
поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 году, когда
Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное
денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного
пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады», написанное в 1826 году, через четыре года
после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего
мастера лирики и песни.
Первая зрелая работа Виктора Гюго в
жанре художественной литературы, «Последний
день приговорённого к смерти», была написана в 1829 году и отразила острое
социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах.
Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз
Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о
реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и
впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы
о социальной несправедливости — романа-эпопеи «Отверженные».
Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно
успешный Notre-Dame de Paris («Собор
Парижской Богоматери»), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на
многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было
последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери,
который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга
также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после
этого стали активно беречь.
«Собор Парижской Богоматери» — первый исторический
роман на французском языке. Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве
главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести,
либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей
Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.
Роман Гюго многократно экранизировался, также на основе «Собора Парижской
Богоматери» были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из
которых — мюзикл «Нотр-Дам де Пари», поставленный в 1998 году во Франции.
«Человек,
который смеётся» — один из самых известных романов Виктора
Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является
29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах
оказывается брошен ребёнок. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго
предлагает название произведения «По приказу короля», но позже, по совету
друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся». Действие
сюжета происходит с 1688 по 1705 год. Перед написанием Гюго в течение
нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии с конца XVII до начала
XVIII века.
Высказывания
Гюго
«Музыка
выражает то, что нельзя сказать, но о чём невозможно молчать».
«Время слепо, а человек невежествен».
«Каждая цивилизация начинается с теократии и
заканчивается демократией».
«Из всех
восхождений, ведущих из мрака к свету, самое благородное и самое трудное —
родиться роялистом и аристократом и стать демократом».
«Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли
и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить — это
значит трудиться».
«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий
закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Комментариев нет:
Отправить комментарий