воскресенье, 24 января 2021 г.

Сказочник с Французской улицы


 Кто такой Гофман? Писатель, влюбленный в музыку, посвятивший ей часть жизни и творчества. Художник, который сам иллюстрировал свои книги. Чиновник, днем исправно посещающий государственную службу, а ночью создающий фантастические образы.

Теодор Амадей Гофман родился в Кёнигсберге (сейчас Калининград) 24 января 1776 года. Здесь он получил образование в Альбертине — старейшем университете Пруссии. Всемирную славу Гофману принес сборник «Серапионовы братья», в который вошла сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Сюжет сказки родился у Гофмана в общении с детьми его друга Хитцига, где он был желанным гостем. Подобно умельцу-крёстному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тёзка дочери Хитцига. А её брат Фриц – доблестный командир игрушечных солдатиков. Мотив кукол, оживающих механизмов, исполняющих роль живых существ (копий реальных людей), очень важен для писателя. Речь об этом идёт не только в «Щелкунчике», но и в «Песочном человеке».

В августе 1813 года, будучи в Дрездене, Гофман наблюдал из окна за отступлением французских войск, а вслед за этим видел вступление в город частей русской армии. Позже эти впечатления будут использованы в описании сражения Щелкунчика и Мышиного короля. Специалисты по военному делу утверждают, что Гофман описал всё так, будто был профессиональным военным.

С 20-х годов XIX века и на протяжении целого столетия во многих европейских странах и в России произведения Гофмана были даже более популярны, чем в Германии. Многие русские писатели использовали мотивы Гофмана в своих произведениях (например, Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков). Также известно, что Гофман повлиял на творчество американских писателей Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта.

В творчестве Гофмана в целом прослеживается две фантастические линии. Одни его фантазии – поэтичные, радостные, сказочные, с фольклорными мотивами; другие – мрачные, пугающие, связанные с душевным нездоровьем человека.

Главная тема творчества – взаимоотношения искусства и обыденной жизни.

«Высшая жизнь раскрывается только в борении разнообразных ощущений, враждебных чувствований!» – утверждал Э. Т. А. Гофман.

А вот как он разделил всех людей, живущих на земле: «Как высший судия, – писал Гофман, – я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, которые при этом либо плохие музыканты, либо не музыканты вовсе, другая же состоит из истинных музыкантов (...) Но никто из них не будет проклят, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Достоевский и мир великих романов».

  «Ф.М. Достоевский – величайший писатель для современных поколений. Не Толстой, а Достоевский. Толстой – равнина, широкая равнина, как Ясна...